Цель работы: разработка методики по организации проектной деятельности детей в ходе создания электронной коллекции растений Николаевского района.
Этапы деятельности учащихся
1. Организационный момент
В ходе беседы организованной учителем, учащиеся выделяют проблему изучения регионального компонента и ставят частные цели. Разбиваются на группы.
2. Планирование Учащиеся под руководством учителя формируют план работы. и распределяют обязанности в группах.
3. Накопление материала 3.1. Систематизация имеющейся информации по древесным формам растений Николаевского района. Создание картотеки растений (т.к. работа начинается зимой, материал о растениях собирается заранее).
3.2. Полевые работы Фотографирование древесных форм растений на местности, сбор гербариев. для определения растений. Также собранный гербарный материал используется для фотографирования частей растения в едином стиле.
4. Компьютерная обработка Представление фотографий и информации о растениях в электронном виде.
5. Внедрение Выступление на школьной научной конференции. Участие в Интернет - проекте «Поставь свою точку на карте!», размещение информации на сайте, создание методических рекомендаций по организации данной работы.
Проект рассчитан на учащихся 7 классов, т.к. растительный мир края изучается в 7 классе. Также к работе привлекаются учащиеся 9 классов с целью компьютерной обработки собранных сведений.
По окончании проекта будет получен цифровой образовательный ресурс «Электронная коллекция растений Николаевского района» и методические рекомендации по его созданию и использованию. Работа по проекту началась в декабре 2006 года и закончится в декабре 2007 года. Для осуществления деятельности по проекту создана группа учащихся из 7 и 9 классов, между которыми разделены обязанности.
Группа «Исследователи» учащиеся 7 классов - занимается накоплением материала.. 1. Оформление картотеки растений. 2. Сбор информации и представление её в электронном виде (Microsoft Office Word). 3. Проверка собранной информации. Для того, чтобы вся информация была представлена в едином стиле, из представителей этой группы сформирована аналитическая группа – 3 человека, которые проверяют информацию, дают рекомендации по исправлению недочетов. 4. Полевые работы с фотографированием объектов и сбором гербариев. 5. Фотографирование гербарных материалов в едином стиле.
Собранная информация подается учащимся старшей группы. Группа «Конструкторы» - оцифровка данных - представляет полученную информацию в программе.
Структура: • титульный лист • описание работы • раздел 1 «Природа Николаевского района (рельеф, климат, природные зоны и т.п.)» • раздел 2 «Флора Николаевского района (характеристика, история исследования, экология)» • страницы о растениях (№№ 1-14).
Формы работы Общие для двух групп: организационные сборы, часы общения. Группа «Исследователи»: составление картотеки растений, самостоятельный сбор информации (работа с литературой и Интернет - ресурсами), полевые работы, сбор гербариев, определение растений, фотографирование, структурирование информации в едином стиле. Группа «Конструкторы»: работа в программе.
Трудности:
• Дети путают близкие виды растений • действуют по принципу «чем больше, тем лучше», не сортируют информацию, не всегда придерживаются предложенного плана, приходится постоянно отдавать материал на доработку, что замедляет процесс работы • По некоторым параметрам описания растений сложно найти информацию, поэтому приходится обращаться в различные организации (лесхоз, станция юных натуралистов и т.д.) • Создание фотографий в едином оформлении • Работа в программе.
Как избежать: • четкий алгоритм действий для каждого • Консультации и анализ деятельности • Привлечение к работе учителей информатики и специалистов ММЦ.