Botanicus
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Хорошо
4. Плохо
5. Нормально
Всего ответов: 21
Полевые работы

Полевые работы – увлекательная форма работы учителя с классом. Во время полевых работ школьники ближе знакомятся с природой, учатся находить нужные объекты, наблюдать, сравнивать, описывать, определять растения. Немалую роль играет подобная деятельность в воспитании любви и бережного отношения к природе, патриотических чувств, т.к. изучается природа родного города, .

Данная деятельность основывается на таких принципах педагогики, как взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность, систематичность, доступность и наглядность. Она базируется также на данных психологии: для проведения необходимо знать природу ощущений, восприятий, представлений, законы мышления, значение и роль положительных и отрицательных эмоций в процессе познания.

Полевые работы могут быть проведены в различных местах с различным составом участников, следование к месту проведения полевых работ может быть пешеходным или автобусным.
При работе по созданию ЦОРа «Электронная коллекция растений Николаевского района» полевые работы проводятся в черте города в различных его участках, где много зеленых насаждений; участвуют школьники и руководители полевых работ; следование осуществляется либо пешком (например, в парк) или на автобусе (отдаленные районы города)

Составные части: вступительная беседа, исследовательская деятельность, анализ результатов, рефлексия.

Разделы:
а) подготовка
б) проведение

Подготовка базируется на предварительном изучении возможностей города.

К проведению полевых работ привлекаются педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ:

1. определение целей и темы

Тема: «Древесные формы растений Николаевска-на-Амуре»
Цель: сбор информации о древесных формах растений города
Задачи: 1. Определить, в каких частях города произрастают различные виды деревьев
2. Дополнить список растений и определить незнакомые
3. Собрать наглядный материал о растениях (фотографии деревьев, гербарный материал) 1

2. выявление объектов изучения
Экскурсия в лесхоз по определению списка растений. Растения являются объектами изучения.
1. По содержанию - одноплановые (растения)
2. По функциональному значению - основные
3. По степени сохранности – не охраняемые

3. изучение и накопление материалов по теме
Составление описания видовых характеристик изучаемых растений, сбор информации по плану.

4. составление карточек изучаемых объектов
Составляется картотека изучаемых растений

Видовое название (русское и латинское), семейство
Ответственный за сбор информации об объекте
Источники информации
Место и время фотографирования
Место и время сбора гербария

5. организация консультаций

В процессе составления описания объектов оказание консультативной помощи.
Консультация специалистов по определению растений. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов

6. составление маршрута
Полевые работы будут осуществляться в наиболее озелененных частях города.

7. объезд или обход маршрута

Предварительно совершается объезд города, помечаются места, где будут проводиться работы, также проводится обход этих мест с целью определения удобства для полевых работ, удаленности от проезжей части и безопасности.

8. сбор оборудования
Необходимо: цифровые фотоаппараты, ноутбук, оборудование для сбора гербария, планшеты (писать), картотека для внесения недостающих данных

9. составление методической разработки
Схема методической разработки:
Элементы маршрута
Объекты исследования
Продолжительность
Перечень основных вопросов
Организационные указания
Методические указания

В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, каковы должны быть последовательность и характер анализа объектов, какие методические приемы, способы следует применять, излагаются различные варианты исследовательской деятельности в зависимости от характера группы, а также даются советы по сбору наглядного материала.

10. проведение пробной работы и её анализ
Так как полевые работы осуществляются с целью исследования и сбора информации, то пробная работа служит для того, чтобы увидеть возможные трудности и в процессе анализа найти способы их избежать.
В данном случае выход в природу проводится с целью установить специфику фотографирования объектов, сформулировать основные требования к фотографиям, выяснить КАК сделать фотографию, чтобы она соответствовала этим требованиям.

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Место проведения: парк, сквер, другие озелененные части города. Место должно быть достаточно удалено от проезжей части дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ.

Организационный момент.
Основные пункты: вступительная беседа о месте проведения экскурсии, красотах родной природы, сообщение цели, сообщение плана работы (объекты распределены заранее), какие трудности нас ожидают и как их избежать, сообщение правил техники безопасности, регламент деятельности

Организация исследовательской работы.

За каждым учащимся закреплен растительный объект, о котором он собирает информацию. Следовательно, каждый учащийся в начале полевой работы выделяет объект из окружающей среды (находит «свое» растение), фотографирует его части (кору, листья, цветы, плоды, если есть, внешний вид) и собирает гербарий. Для нахождения объекта учащийся пользуется описанием, которое сам составлял. При определении незнакомых растений привлекается руководитель или специалист со станции юных натуралистов, также используется определитель высших растений.

Постоянный анализ результатов при помощи ноутбука позволит сделать работу оперативной и результативной, поможет избежать повторного возвращения на место наблюдения. Семиклассники не выполнят работу одновременно, поэтому анализ несложно организовать индивидуально. Тогда, в случае неудачных фотографий, допустимо делать повторные, до тех пор, пока результат не будет соответствовать требованиям.

Данные о времени и месте сбора вносятся в картотеку.

Окончание работы. Через означенное регламентом время группа собирается и проводится групповой анализ фотографий и гербариев. Фотографии копируются в ноутбук, гербарии дети забирают домой для оформления.

Рефлексия. Учащиеся отмечают, насколько им было сложно осуществить работу, какие трудности они преодолевали, как их избежать в следующий раз, как они оценивают свою деятельность.

Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Случайное фото
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0